экопоселение
kedrovka.com.ua
  КЕДРОВКА     ЭКОТУРИЗМ     ЭКОСТРОЙ     СЕМИНАРЫ     КЕДРОВКА2  
 

Принципы

I Авторитет родителя
1. Участие в образовании
2. Доверие
3. Знание с любовью
II. Самостоятельность
1. Постановка целей и задач
2. Обеспечение справочным материалом, источниками
3. Проверка , работа над пробелами
III. Признание достижений
1. В семье
2. Публично


Главная суть, заложенная нами в воспитание и образование наших детей - это чтить и разделять семейные ценности, общее понимание морали, нравственности, порядочности и интеллигентности, духовной чистоты и чистоты помыслов, правил взаимоотношений с людьми и миром, понимание этого мира и искренний интерес к его познанию. Немаловажно в воспитании и образовании - это научиться преодолевать трудности и самостоятельно находить ответы на свои вопросы, в том числе задавать эти вопросы и быть настойчивым.
Подобное возможно только при одном условии - главными учителями и воспитателями должны быть родители, семья, близкие. Безусловно, весь мир будет учителем наших детей, но призму, через которую будет воспринимать информацию ребенок, заложить должна семья, род.
На практике у нас образование до появления здания Дома детей (школы) выглядит так: дети приписаны к школе-экстернат, где им выдается школьная программа обучения, родители помогают расписать предметы по учебникам по датам (составить учебный план) и назначить даты сдачи экзаменов (к этим датам нужно стремиться подготовиться). При составлении учебного плана связанные предметы изучаются одновременно и добавляется альтернативный. Например, алгебра+геометрия добавочный Основы здоровья или Украинский язык и литература + химия. На три предмета отводится для сдачи месяц, а такие предметы как английский, математика (алгебра, геометрия) после сдачи и все лето каждый день понемногу. Ребята прекрасно справляются, конечно, иногда возникают вопросы, пробелы, здесь родителю имеет смысл быть внимательным и не пропустить.
Нужно Создать привычку воспринимать большие объемы информации с самого рождения. Искусственную информацию (кино, книги, картины, реклама, мода и пр. с чем довелось ребенку столкнуться) обязательно прокомментируйте в свете своего мировоззрения, чтобы помочь выработать здоровое отношение к воспринятому.
Всегда вовлекайте в свои дела ребенка с самого рождения, разговаривайте обо всем, объясняйте что делаете, зачем, почему так, можно ли по-другому, пойте песни только тогда, когда песня соответствует вашему внутреннему состоянию. Разговаривая, всегда обращайтесь к ребенку, взглядывайте в его глаза, спрашивайте его мнения, а когда научится говорить, выслушайте и спросите, как пришел к такому выводу, почему.

I Авторитет родителя

Для, действительно, возрождения родовой преемственности, возрождения культуры и нравственности в первую очередь родителям нужно восстановить свой авторитет в глазах собственных детей. Современная культура взаимоотношений родителей и детей еще с самых первых минут после рождения ребенка подрывает этот авторитет и к середине средней школы (как раз подростковый возраст) он разрушен окончательно. Спустя всего несколько минут в роддоме дитя, отнятое от матери для взвешиваний, процедур и прививок подвергается насилию на глазах матери, а то и отца. В сознании ребенка остается смятение - здесь в двух шагах оплот силы, мудрости, защиты и надежности -МАМА, а с ним такое делают и мама не защищает, допускает. Первый подрыв авторитета родителей и доверия к ним на глубоком чувственном уровне, один из первых выводов о мире, где родители не в лучшем свете. Дальше - хуже. Одна фраза чего стоит "Отдать в детский сад", "отдать в школу". Ребенок, попадая в детский сад, в течение уже первой недели попадает в ситуацию, где образ поведения, предлагаемый родителями, оставляет его в проигравших. Ребенок открывает для себя, что притворство, подлость, хитрость позволяет проказнику выйти сухим из переделки, а его, честного, правдивого, наказывают. Родителей ребенок видит пару часов утром, пару вечером, плюс выходные, а основное время ему приходится жить по тем законам, которые помогают выжить. От мировоззрения воспитательницы, а главное от выполнения ее требований зависит его спокойствие, защита и благополучие. Таким образом, вечером домой приходит биологически твой ребенок, но духовно он чужой, его правила и нормы, мировоззрение упорно стремятся к общепринятым в сфере его существования. Школа- еще более жестко, учителей больше, появляются более сильные лидеры, как позитивные так и негативные, среди детей, постоянно приходится делать выводы самостоятельно, часто неверные, так как нет духовной поддержки родителей. Даже советуясь с родителями, ребенок обнаруживает их непонимание и не серьезное отношение к их "маленьким" проблемам, что вызывает и отчаяние подростка, и агрессию.
1. Участие в образовании
В нашем доме Детей дежурный родитель. Папы, мамы по очереди дежурные родители. Дежурный родитель, кроме того, что помогает детям найти ответы на их вопросы, присматривает за порядком и справедливостью, предлагает заняться чем-то, что родитель сам любит или очень хочет этим заняться сам. Разумеется, готовиться к такому уроку. Так вот, когда папа с детьми делает воздушного змея и рассказывает ребятам про законы аэродинамики, и все его слушают, раскрыв рты, засыпают вопросами, облепляя со всех сторон, тогда у сына меняется отношение к своему отцу: какой у меня папа - гордость, мой папа много знает, он может научить. В отличие от: "Спроси у учительницы, я не учитель, не знаю", "Раз отвели в школу, значит, сами ничего не знают" и в таком духе.
2. Доверие
Доверие, подорванное и зависшее под вопросом нужно обязательно восстановить. Даже если родитель не разбирается в вопросе, он может вместе разобраться по учебнику или другим источникам. Важно проявить искреннее участие в решении проблем, дать почувствовать и убедиться, что родитель никогда не отмахнется, не оставит в трудную минуту, поможет справиться. Но нужно быть осторожным, знать меру, так как ребенок никогда не будет сыт родительским вниманием и может начать этим злоупотреблять. И самостоятельно решать поставленные задачи нужно учиться. Находить неординарные решения возможно только тогда, когда не показывают пути, а ты их сам ищешь. Нельзя судить, ругать, наказывать в процессе познания, процесс должен быть увлекательным, позитивным, бесстрессовым. Когда нужна мотивация, ее лучше создать из вне: "Буду сегодня испытывать резиновую лодку на озере, если уроки доделаешь, пойдешь со мной" и подобное по ситуации. Но если ребенок изо всех сил старался, а у него не получилось, все же со словами уверенности, что завтра он все нагонит, лучше взять с собой. Но лень, распущенность и хитрость поощрять нельзя, здесь нужно проявить непреклонность. Доверие должно быть с обоих сторон.
3. Знание с любовью
Еще раз о том, что очень важно, чтобы "учитель" обожал свой предмет, то чему учит, восхищался им, знал его, смаковал. Только так можно привить любовь к знаниям и предмету детям, влюбить их. От личности преподающего слишком много зависит в обучении ребенка. "Это я не математику, оказывается, не люблю, это я математичку не любил, а понял это, когда учительницу поменяли". Эта аксиома подтверждена опытом и практикой: лучше учиться с непрофессионалом, которого уважаешь, любишь, доверяешь, не боишься наказаний и оценок, чем у профессионала, который не любит свое дело или детей.

II. Самостоятельность
Жизнь показала, что суть образования состоит прежде всего в том, чтобы научиться учиться. И учиться, чаще всего, приходится самостоятельно. Девиз Монтессори здесь подходит как нельзя кстати: "Помоги мне это сделать самому!"
1. Постановка целей и задач
У детей чаще всего не получается четко обозначить цель-результат, они ставят цель-состояние, а также составить план ее достижения. В этом нужно помочь, даже если придется сначала научиться самому. Расписать учебный план обязательно нужно до достижения цели (сдать экзамен в школе-экстернате или делать доклад по теме для других детей и взрослых, успеть к ярмарке или другому событию). Такое расписание дает понятие ребенку, что отклонение от плана приведет или к более интенсивным занятиям (восполнить пропущенные дни) или не успеет к сроку со всеми вытекающими последствиями. Дети живут в мире бесконечности, понятие сроков и обязательств им не знакомо, но знакомится с ним нужно, так как жить каждый хочет серди людей, значит возникнут и обязательства и желание, чтобы перед тобой их исполняли.
2. Обеспечение справочным материалом, источниками
Хотя ребенок и занимается самостоятельно, но очень важно присматривать за процессом и вовремя поставить "Диагноз" и "вылечить" затор. Обращайте внимание как ребенок сидит, изучая что-либо. Если он "растекается по слоту и голову положил на руку или стол, то однозначно ему скучно. При сохраненной природной любознательности детей это явление противоестественное. Скучно детям становиться, когда им что-то не понятно. Обычно это происходит, когда непонятно одно слово, ребенок не выясняет его значение, в отличие от взрослых по контексту понять его значение из-за отсутствия опыта он не может, теряется нить повествования и становится скучно. Нужно отмотать эту нить, найти слово, разъяснить его в красках, чтобы дать "стартовый ток" для продолжения изучения.
Очень важно ребенка обеспечить литературой, другими источниками для самостоятельного поиска ответов на вопросы. В Кедровке предполагается в Общем доме библиотека и Интернет-кафе. Но неплохо, чтобы каждый родитель подбирал сам источники, справочники, книги те, которым доверяет и считает правильными. И неплохо если они под рукой. А на крайний случай, можно обратиться к дежурному учителю или в библиотеку. Главное, не позволять зависать вопросы без обдумывания и в конце концов ответа. Такие "висяки" однажды придавливают любознательность и формируют такие черты характера как пораженчество, чувство своей умственной неполноценности, несостоятельности.
3. Проверка, работа над пробелами
Как уже говорилось выше, родителю следует внимательно отлавливать момент, когда прошел интерес к изучению, наступила скука или усталость. Правильно поставить "Диагноз" и прописать "Лечение": найти непонятность и разъяснить, возможно, переключиться временно на какое-то подвижное занятие, дать какое-то срочное поручение, дать побегать, попрыгать, размяться, но… обязательно потом вернуться и закончить начатое.
Если пробелы образуются всвязи с непонятностью темы (такое бывает у каждого ребенка, да и взрослых, вот никак не дойдет и все тут), помогает дать задание подготовить эту тему для обучения более младших ребят и рассказть так чтобы малыши поняли. Обычно работает безотказно.
III. Признание достижений
1. В семье
Обязательно нужно промежуточное одобрение в процессе достижения результата. Это воодушевляет, дает поддержку, ощущение, что не одинок со своими задачами и поддерживает веру в себя. При достижении результата обязательно надо его праздновать, чествовать победителя, искренне радоваться, но не удивляться. Когда родитель проявляет удивление, это доказывает, что он не верил в своего ребенка, поэтому не ожидал, что тот справиться. Ребенок это чувствует и в следующий раз будет помнить что на самом деле родитель в него не верил, это обидно, больно и одиноко. Нужно радоваться тому, что оказался прав!!
2. Публично
Детям также важна оценка общества их достижений. Поэтому им так нравятся всякие соревнования, пока не познают горечь поражения. Соревновательность в нашей школе не поощряется. Каждый цветок красив по-своему. А сравнение одного из двух обижает. Поэтому тонко и деликатно мы придумываем ситуации, чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя преуспевающим, но с желанием делиться приобретенным знанием. Так, например, мы организовываем, чтобы наши дети проводили мастер-классы в каких-то клубах, центрах, в детских домах, там где есть желающие учиться. Это был и квиллинг, и модульное оригами. Тимуру, который увлекается съемкой фильмов про развитие, например, бабочки из куколки, организовываем просмотр его фильмов. А его натуралистические познания поощряются тем, что он проводит экскурсии по своему участку, водит туристов и гостей за грибами и травами. Ему задают вопросы и, если он не знает, это дает ему толчок к развитию. Это конкретные примеры для демонстрации самого принципа, а для каждого ребенка очень дипломатично мы придумываем способ продемонстрировать свои сильные черты и навыки, знания и получить признание общества его достижений.